Previous Entry Поделиться Next Entry
Почему опасно ехать в Египет
wvwvv
Власти России и Египта пока не спешат признавать крушение А321 терактом. Однако эту версию считают основной в Израиле, Великобритании и США, где заявляют о высокой вероятности того, что на борту авиалайнера взорвалась бомба. Если это действительно так, предстоит выяснить, каким образом она там оказалась. Как взрывное устройство могла пропустить служба безопасности египетского аэропорта, организацию работы которой теперь пристально изучают спецслужбы сразу нескольких государств? Впрочем, кое-что о качестве мер по охране туристов в Египте можно сказать прямо сейчас, еще до того, как будут обнародованы первые результаты расследований.
На что похожи меры безопасности в египетских аэропортах?

На декорацию. Международным экспертам еще только предстоит разобраться в методах работы служб безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха. Тем временем сотрудники аэропорта, которых цитируют мировые информагентства, заявляют о систематических нарушениях элементарных правил безопасности.

Рентген-сканеры на пунктах досмотра багажа часто либо не работают (оборудование даже отключают от источников питания для экономии электричества), либо работают не так, как следует. Сотрудник аэропорта объяснил Associated Press сбои в работе сканеров тем, что операторы не умеют ими пользоваться, или, если ближе к тексту, «человеческой глупостью». Возможность доступа на территорию аэропорта лиц без паспортов и проездных документов (что подтверждают неоднократные происшествия) – еще одно свидетельство серьезных проблем с безопасностью.
Такой уровень безопасности – неожиданность?

Уязвимость национальной системы безопасности – общее место для иностранных специалистов, твердивших об этом много лет подряд. «В то время как популистское правительство Египта увеличивает расходы на безопасность, коррупция ослабляет полицию», – пишут в свежем отчете исследователи компании BMI Research (входит в группу Fitch).

Примечательно, что это происходит в столь милитаризованной стране. Служба в армии и охрана правопорядка были и остаются одним из наиболее востребованных занятий в египетском обществе. Зримым итогом тридцатилетнего президентства Хосни Мубарака стало то, что каждый пятый гражданин Египта, занятый в государственном секторе, носил форму (крупных перемен в этом отношении не предвидится, учитывая, что после свержения в 2013 году президента Мохаммеда Мурси к власти снова пришли военные). Согласно данным, приведенным политологами Робертом Спрингборгом и Генри Клементом в книге «Globalization and the Politics of Development in the Middle East», к концу 2000-х Министерство иностранных дел Арабской Республики насчитывало 1,7 млн сотрудников, половина которых служили в полиции, а другая – в органах нацбезопасности, спецназе и тайной полиции (итого 2% населения).

Увы, количество не ведет к качеству. Из многочисленных свидетельств туристов следует (и автор этих строк подтверждает их слова, исходя из личного опыта в аэропорту Хургады), что полиция в аэропортах Египта за небольшую взятку – от $10 – предлагает пассажирам упростить прохождение обязательных процедур.

Поиск дополнительного заработка – обычное состояние для подавляющего большинства египтян, работающих с иностранцами. Рядовые полицейские получают меньше, чем другие представители бюджетного сектора, – 800 египетских фунтов, или около $100 по текущему курсу. В прошлом году это даже спровоцировало серию протестов в Гарбии и Александрии под лозунгом увеличения компенсации за работу, которая становится все опаснее. На полицейских часто нападают. Только в начале минувшего лета на востоке Каира были застрелены двое сотрудников туристической полиции.

Жизнь персонала служб безопасности в негосударственных компаниях – в частности, в курортных отелях – не в пример спокойнее, а зарплата существенно выше. По данным египетских сайтов о трудоустройстве, за пределами Каира месячный оклад охранника составляет 2000–2500 фунтов, что соответствует среднестатистической зарплате в стране. Впрочем, на квалификацию и отношение к работе это все равно не оказывает особого влияния.

В Египте все коммерческие организации, включая отели, музеи, магазины и центры развлечений, по закону обязаны устанавливать современные системы безопасности. Более того, как отмечается в исследовании британского агентства UK Trade & Investment, рынок соответствующего импортного оборудования в Египте уверенно растет. Правда, закупаемая техника не всегда решает свои задачи. Даже в дорогих пятизвездочных гостиницах охранное оборудование нередко бездействует, что доказали недавние проверки – в нескольких отелях Шарм-эль-Шейха металлодетекторы не заметили опасных предметов.

Отдельная проблема – нравы самих охранников. Многие несут службу спустя рукава, а некоторые и вовсе оказываются замешанными в преступлениях, включая изнасилование постояльцев. Летом этого года читателей британских таблоидов возмутил египетский охранник, решивший пошутить над отдыхающими. Вскоре после теракта в Тунисе, унесшего жизни 38 человек, включая 30 британцев, он разгуливал по пляжу одного из отелей Шарм-эль-Шейха с игрушечным пистолетом и целился в головы туристов.
Какова общая ситуация с безопасностью в туристических зонах?

Приблизительно та же, что описана выше: аэропорты здесь не исключение, а правило. Например, как отмечается в докладе Службы безопасности Госдепартамента США (OSAC) «Egypt 2014: Crime and Safety», любые дороги в стране – источник повышенной опасности: «У Египта одни из самых высоких в мире показателей по количеству ДТП со смертельным исходом на милю». Кроме того, туристы, путешествующие по стране наземным транспортом, рискуют оказаться жертвами теракта. Создатели портала о самых опасных маршрутах dangerousroads.org включили в свой список дорогу, соединяющую Хургаду с Луксором, где 18 лет назад исламистская группировка «Джихад аль-Талаат Фатх» расстреляла 62 немецких туристов. По этой причине туристические автобусы на территории Северного Синая долгое время сопровождали вооруженные конвои, но с 2008 года их отменили (остались лишь КПП). Официальное объяснение: к тому времени не произошло ни одного крупного инцидента.

На сей раз власти Египта тоже рассчитывают взять контроль над ситуаций, демонстративно повысив меры безопасности. Весной Министерство туризма Египта обнародовало планы увеличить турпоток в страну к 2020 году до 20 млн человек, что вдвое больше прошлогодних показателей, и довести общую выручку сектора до $26 млрд. Официальные прогнозы поступлений от туризма на этот год – $10 млрд, но, как еще зимой отмечало издание Daily News Egypt, реалистичность цифры напрямую зависит от эффективности мер по обеспечению безопасного отдыха в стране.
https://slon.ru/

?

Log in